В мае 2017 года сайтом #Буквы было опубликовано журналистское расследование о массовой фальсификации коньяков в Украине на основе импортированных ректификованных этиловых спиртов. Журналистское расследование основывалось на материалах досудебного расследования по уголовному производству №42014000000001758 от 30.12.2014, объединенному 11.05.2017 с уголовным производством №12016000000000464 от 11.11.2016.

Указанные уголовные производства были начаты и расследовались Главным следственным управлением Национальной полиции Украины по фактам ввоза на территорию Украины спирта этилового ректификованного, являющегося ядовитым веществом, и подделки документов, на основании которых этот спирт ввозился, а также по факту незаконного изготовления в течение 2014 года алкогольных напитков на основе некачественного сырья (спирта этилового ректификованного) и последующего умышленного выпуска в оборот в больших объемах изготовленной на его основе опасной продукции, не соответствующей нормативно установленным требованиям безопасности к такого рода продукции.

Источник 

Органы следствия, основываясь на данных СБУ, указывали на существование организованной преступной группы, которая в период 2013-2017 гг. незаконно перемещала через границу Украины под видом «винного дистиллята и спирта коньячного 1, 3, 5-летней выдержки» смеси спиртов из сырья не виноградного происхождения.

В состав данной ОПГ входили:

  • сотрудники таможни, которые злоупотребляя своим служебным положением, оформляли операций по импорту спирта этилового ректификованного с целью получения неправомерной выгоды от должностных лиц предприятий-производителей коньяка;
  • учредители, руководители, работники и представители предприятий-изготовителей коньяка: ЧАО «Цюрупинское» («Южная винокурня»), ООО «Николаевский коньячный завод», ЧАО «Дом марочных коньяков «Таврия», ООО «Промышленно-торговая компания «Шабо» (фигурирует в материалах уголовного дела), которые осознавали противоправность ввоза фальсифицированной спиртсодержащей смеси, однако, для получения сверхприбылей из-за низкой стоимости данной смеси использовали ее для изготовления коньяков;
  • представители компаний-нерезидентов «Exal Spirit and Alkohol Free Port Ltd», «Melika Alcohol Beverages Ltd», «Logo Industries Ltd.» и «Valko Spirit and Alkohol Free Port Ltd» (Северный Кипр), «Caucasian Alco» LTD и ООО «Гео-Алко» (Грузия), ISC FVC «Золотой Аист» SRL и ISC DK-Interyrade SRL (Молдова), которые собственно и ввозили в Украину фальсифицированные спирто-смеси. Говори Молдова, читай – Гагаузская автономия.

Основываясь на результатах экспертиз, следствие установило, что ввозимый «винный дистиллят» таковым не являлся, поэтому ввозился на территорию Украины незаконно и при этом еще использовался для производства фальсифицированной коньячной продукции.

Сайт #Буквы опубликовал результаты 2-х экспертных исследований коньяков и коньячных спиртов украинских производителей и ввозимых винных дистиллятов, проведенных в 2015 году украинской и румынской лабораториями и дающих представление не только о качестве (вернее, отсутствии качества) ввозимых спирто-смесей не виноградного происхождения, но и о том, насколько украинские ординарные коньяки были разбавлены этими спирто-смесями. По утверждению сайта #Буквы, образцы проб были отобраны из партий, некоторые из которых были разлиты в количестве 10 280 бутылок, а также из контейнеров весом в десятки тонн.

Привожу обобщённые результаты исследований, проведенные Национальным институтом исследований-развития криогенных и изотопных исследований (Румыния):

– по коньякам

– по купажам из бочек

– по выявленным в ходе следствия винным дистиллятам

Украинская лаборатория качества и безопасности продукции АПК Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, основываясь как на собственных результатах, так и на результатах румынской стороны, делает однозначный вывод о фальсификации коньяков путем замещения (исключения) винного дистиллята в купаже спиртом не виноградного происхождения. Исследованные коньяки не являются «коньяками Украины», т.к. в их составе, в нарушение ДСТУ 4700:2600 «Коньяки Украины», выявлено содержание спиртов не виноградного происхождения, что подтверждается наличием примесей углерода С4 в молекуле этанола, характерного для таких С4-растений, как кукуруза, сахарный тростник.

Несмотря на наличие убедительных лабораторных исследований, Генеральная прокуратура Украины выносит 19.10.2017 постановление о закрытии уголовного производства.

Нет, результаты вышеуказанных лабораторных исследований сомнению не поддаются.

Поддаются сомнению процессуальные нюансы, предшествовавшие эти исследованиям. Так, заместитель начальника отдела процессуального руководства досудебным расследованием и поддержки государственного обвинения управления надзора за соблюдением законов органами ГФСУ Департамента надзора за соблюдением законов в уголовном производстве и координации правоохранительных органов ГПУ, старший советник юстиции Р.Д. Назарага признает результаты румынского института не допустимыми доказательствами, поскольку они получены в нарушение норм КПК о международном сотрудничестве.

А результаты украинской лаборатории недопустимы, поскольку выполняли их не судебные эксперты.

Кроме того, Назарага признает недопустимыми доказательствами пробы, отобранные в феврале 2017 года и исследовавшиеся в т.ч. лабораторией «Eurofins Anaytics France» (Франция), т.к. они отбирались без решения следственного судьи и не сотрудниками правоохранительных органов, а таможенниками.

Поэтому, при вынесении постановления о закрытии уголовного производства старший советник юстиции Р.Д. Назарага ссылается на пробы, отобранные в июле 2017 года, экспертизу по которым проводили эксперты Киевского научно-исследовательского института судебной экспертизы.

Постановление о закрытии уголовного производства сотрудник Генеральной прокуратуры Украины основывает свое на том, что украинские эксперты не могут отнести полученные образцы винных дистиллятов к спиртам виноградного происхождения, т.к. в Украине нет утвержденной методики исследования спиртосодержащих жидкостей для отнесения образцов спирта по ботаническому происхождению (в т.ч. виноградному) и отсутствуют аккредитованные органы, которые бы осуществляли аналитическое определение природы (ботанического происхождения) коньячных спиртов. 

Т.е. Госстандарт с требованием содержания в коньяке спиртов виноградного происхождения есть, а методик по оценке соответствия коньяков требованиям Госстандарта нет (отнесем подобные сомнительные суждения к добросовестности экспертов). 

Еще одним основанием для закрытия уголовного производства послужила некорректность экспертизы, проведенной испытательным центром ГП «Черкассыстандартметрология», по поводу ядовитости фальсифицированных винных дистиллятов. Не берусь судить по этому поводу, потому как результаты этой экспертизы так и не были опубликованы.

Все вышеуказанное и послужило основанием, чтобы старший советник юстиции Назарага Р.Д. сделал вывод об отсутствии события преступления и закрыл уголовное производство. На вопрос, почему сотрудник ГПУ не пожелал отправить пробы коньячной продукции и винных дистиллятов в зарубежные лаборатории, которые могут дать соответствующее экспертное заключение об их природе (ботаническом происхождении), с соблюдением норм Уголовно-процессуального кодекса Украины о международном сотрудничестве, считаю, следует ответить соответствующим компетентным органам.
Скорей всего, старший советник юстиции выполняет указания высшего руководства Генпокуратуры, ибо по другому не понимаю “слепоту” которая проявлена при закрытии дела.
 
Еще раз.

Есть результаты экспертиз, подтверждающие массовые фальсификации коньяков Украины, в т.ч. заключения иностранных сертифицированных лабораторий.

Есть результаты экспертиз, подтверждающих, что на таможенную территорию Украины ввозился фальсифицированный винный дистиллят.

А события преступления нет, потому что в Украине нет лабораторий, которые могут определить – из виноградного спирта произведен этот дистиллят или нет.

В принципе, подобные выводы сотрудников Генеральной прокуратуры Украины и Киевского научно-исследовательского института судебной экспертизы ставят под сомнение сертификаты качества, выдаваемые украинскими метрическими органами производителям любых спиртсодержащих напитков.

Это не только представляет угрозу экспорту украинских вин, коньяков, водки и т.д., даже если производитель сверх добросовестный.

Недобросовестными оказываются органы, которые выдают сертификаты соответствия, потому что выдают их при отсутствии методики исследования спиртосодержащих жидкостей для отнесения образцов спирта по ботаническому происхождению, а также при отсутствии аккредитованных органов, которые бы осуществляли аналитическое определение природы коньячных спиртов (замечу и не только коньячных).

Это ставит под угрозу весь рынок спиртосодержащих продуктов, потому как ставит под сомнение любые сертификаты качества, сертификаты соответствия и т.д.

Любой потребитель после таких экспертных заключений может затребовать доказательства виноградного либо плодового происхождения соответствующих вин, коньяков и др продуктов украинского производства. А не получив их, отнести любое недомогание после их употребления к несоответствию продукции существующим госстандартам и требовать соответствующей компенсации. Жаль только, что у нас практика подобных исков еще не так развита, как в европейских странах.

В данном постановлении Генеральной прокуратуры Украины о закрытии уголовного производства есть еще один спорный момент, о котором старший советник юстиции Назарага Р.Д. предпочел стыдливо умолчать, а именно факт ввоза на территорию Украины фальсифицированного винного дистиллята предприятиями, зарегистрированными на территории Северного Кипра – т.е. на оккупированной территории Республики Кипр.

Упомянутые компании-нерезиденты «Exal Spirit and Alkohol Free Port Ltd», «Melika Alcohol Beverages Ltd», «Logo Industries Ltd.» и «Valko Spirit and Alkohol Free Port Ltd» зарегистрированы не в Республике Кипр, а в Фамагусте (турецкое написание – Gazimağusa) – городе на территории непризнанной Турецкой республики Северного Кипра. Кроме того, все эти компании являются членами Турко-кипрской торговой палаты, тесно сотрудничающей с администрацией непризнанной Турецкой республики Северного Кипра.

1) «Exal Spirit and Alkohol Free Port Ltd.», адрес – no:40 Gazimağusa Serbest Liman ve Bölgesi Mağusa

Источник

Таможенная декларация из таможенной базы данных ImportGenius о поставке 66,9 тонн коньячного спирта на территорию Украины

Источник 

2) «Melika Alcohol Beverages Ltd», адрес – no:343 Gazimağusa Serbest Liman ve Bölgesi Mağusa

Источник

Верификация «Melika Alcohol Beverages Ltd» на сервисе “АлиБаба”

Источник

Таможенная декларация из таможенной базы данных ImportGenius о поставке 88,7 тонн коньячного спирта на территорию Украины.

Источник

3) «Logo Industries Ltd.», адрес – no:343 Gazimağusa Serbest Liman ve Bölgesi Mağusa

Источник

Таможенная декларация из таможенной базы данных ImportGenius о поставке 180,4 тонн коньячного спирта на территорию Украины

Источник

4) «Valko Spirit and Alkohol Free Port Ltd», адрес – no:517 Gazimağusa Serbest Liman ve Bölgesi Mağusa

Источник

Таможенная декларация из таможенной базы данных ImportGenius о поставке 66,9 тонн коньячного спирта на территорию Украины.

Источник

Обращает на себя внимание тот факт, что компании «Exal Spirit and Alkohol Free Port Ltd» и «Valko Spirit and Alkohol Free Port Ltd» имеют одинаковые контактные данные, а у «Melika Alcohol Beverages Ltd» и «Logo Industries Ltd.» совпадают не только контакты, но и адрес.

Но самым интересным является другое совпадение: «Logo Industries Ltd.» и «Valko Spirit and Alkohol Free Port Ltd» растаможили ввезенные 247 тонн коньячного спирта 26.10.2017 – как раз через неделю после закрытия Генеральной прокуратурой Украины уголовного производства по массовой фальсификации коньяка.

Для понимания, что такое “Турецкая республика Северного Кипра”, процитирую сведения с сайта Министерства иностранных дел Украины:

“Так звана “Турецька Республіка Північного Кіпру” була засуджена  світовим співтовариством і оголошена незаконною.  За єдиним винятком Туреччини, жодна держава у світі або міжнародна організація не визнає цю територію. 
Всі документи, видані на цій території (про освіту, проїзні документи, тощо) не визнаються іншими країнами.”

Источник

Таким образом, украинские субъекты хозяйствования никоим образом не могли заключать какие-либо договора поставок с фирмами, зарегистрированными на оккупированной территории Республики Кипр. А любые заключенные договора являются никчемными.
Также не может считаться признанным в Украине документом любой выданный в “Турецкой республике Северного Кипра” документ о стране происхождении товара и т.д. и т.п.

По сути, субъекты хозяйствования Украины, которые ввозили на территорию Украины коньячный спирт, приобретенный у фирм Северного Кипра, ввозили не просто фальсифицированный коньячный спирт, они ввозили контрабандный фальсифицированный коньячный спирт неизвестного происхождения, при этом – в особо крупных размерах.

В связи с чем возникает закономерный вопрос, как Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное производство с подобными фигурантами? Не смогла дать правильную квалификацию? Или не увидела контрабанду?

Для объективности следует отметить, что проблема ввоза коньячных спиртов с оккупированной территории Республики Кипр, вернее, с временно оккупированной территории Европейского Союза, началась не в 2013 , и не в 2014, а как минимум в 2009 году. Именно в 2009 году в реестре санитарно-эпидемиологических заключений на сайте Министерства здравоохранения Украины появляются заключения с упоминанием компаний, зарегистрированных в Фамагусте.

Источник
Источник

Как видим, заключения получала уже известная нам «Melika Alcohol Beverages Ltd», а также еще 2 северокипрские компании:

5) «Helko Alkol San. ve Tic. Ltd Sti», адрес: Famagusta Branch, Ismet Inonu Baulovard № 28.
Таможенная декларация из таможенной базы данных ImportGenius о поставке 90,2 тонн коньячного спирта на территорию Украины.

Источник

6) «Gloca Careers Network Ltd», адрес: Famagusta Free Zone, Ataturk Cad. № 55/1/A (Famagusta Free Zone – Reg. №188) .С ноябре 2016 года компания находится в санкционном списке Министерства экономического развития и торговли Украины.

Источник

Таможенная декларация из таможенной базы данных ImportGenius о поставке 22,5 тонн коньячного спирта на территорию Украины.

Источник

При этом, что удивительно, согласно реестру санитарно-эпидемиологических заключений МОЗ Украины, заключения в отношении продукции из Фамагусты выдавались исключительно на винные дистилляты/спирты коньячные, больше ни на какой другой товар заключения не выдавались. Т.е. из Фамагусты ввозили только фальсификат коньячного спирта и более ничего – вся эта схема была построена исключительно ради фальсификата.

В журналистском расследовании сайта #Буквы указывался организованный характер поставок в Украину спирта этилового ректификованного под видом коньячного спирта, поскольку монополистами поставок в Украину в последние годы стала группа лиц во главе с бывшими высокопоставленными чиновниками Грузии.

#Буквы, в частности, указывали на бывшего премьер-министра Грузии Вано Мерабишвили.
По другой информации, данную схему курирует некто Зураб Торгия, одновременно являющийся и гражданином Украины, и гражданином Грузии.
По инсайдерской информации он получил украинское гражданство в Луганске.

Также на заднем фоне фигурирует фирма “Тифлис Дистилери” некоего Давида Тупоридзе.
Нашей редакции не столь важны имена и фирмы разных деятелей, настолько важен факт импорта с непризнанной республики, в то время как сами с такими републиками сталкиваемся на своей территории. Также наше внимание обратило то что ГПУ закрывает уголовные дела по факту ввоза контрабанды которая травит граждан Украины.

Указанная группа лиц еще в 2013 году вошла в сговор с представителями печально известной в Украине “семьи”, монополизировали поставки коньячного спирта с использованием фальсификата.

После начала уголовного производства по фальсификации коньяка, в схему были введены грузинские и молдавские компании.

Судя по тому, как данное уголовное производство вызывало устойчивое возмущение со стороны народного депутата Украины Сергея Лещенко, а также представителей Генеральной прокуратуры Украины, “севернокипрская схема контрабанды фальсификата в Украину” нашла достаточно серьезных покровителей в киевских верхах.

Не исключено, что подобное, длящееся игнорирование Украиной позиции Республики Кипр в отношении ее оккупированной территории привело к тому, что парламент Кипра в июле 2016 года проголосовал за резолюцию с предложениями о снятии санкций с РФ и нормализации отношений между Россией и Европейским Союзом.

Вряд ли ввоз в Украину с временно оккупированных территорий Евросоюза (а именно так ЕС на данный момент рассматривает Северный Кипр) фальсифицированного коньячного спирта стоит имиджевых потерь Украины на внешнеполитической арене. Более того, подобная практика сводит на “нет” все наши попытки отстаивать незаконность за рубежом “представительств ДНР-ЛНР”, зарубежных торговых контактов с донецко-луганскими и крымскими предприятиями, а также заходов суден в крымские порты (ведь Одесский порт принимает судна из закрытого порта Фамагуста).

Украине после потери Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей, как никому, должно быть понятно, что чувствует страна, у которой оккупировали часть территории. Стоит ли ради фальсифицированного коньяка и наживы кучки нестоплотных дельцов и чиновников поддерживать оккупанта.

И если покровители “севернокипрской схемы контрабанды фальсификата в Украину” не заблокируют новые правила производства и хранения коньяков в Украине, скоро данная схема исчерпает себя за ненадобностью.

А до тех пор перед покупкой коньяка буду сверять их производителей с реестром импортеров коньячного спирта, на всякий случай.

За рамками данного расследования оказались схемы ухода украинских производителей “коньяка” от обвинений в фальсификации. Продолжение следует…