В июле 2015 года управление капитального строительства Одесского горсовета провело тендер на реконструкцию строений городского детского оздоровительного комплекса «Виктория», расположенного по адресу: г. Одеса, ул. Дача Ковалевского, 93. Тендер на сумму 22,22 млн.грн. выиграла компания ООО «Юг-Укрстрой».
В это же время на сайте «Наші гроші» появилась информация, что в тендере принимали участие только 2 компании, которые связаны между собой:
Через месяц после проведения этого тендера начальнику управления капитального строительства горсовета Борису Панову было сообщено о подозрении в служебной халатности, правда, в рамках уголовного производства.
В это же время, по обращению депутата Одесского горсовета VI созыва Остапенко А.А., Государственная финансовая инспекция в Одесской области провела проверку по соблюдению требований действующего законодательства при проведении Управлением капитального строительства процедуры открытых торгов при закупке работ по реконструкции лагеря “Виктория”, в результате которой были установлены значительные нарушения законодательства о госзакупках, в т.ч. выявлены признаки антиконкурентных согласованных действий между участниками закупки ООО “Юг-Строй” и ЧП “Монолит” (акт от 31.08.2015 №31-13/237):
- банковские гарантии предоставлены обоим участникам от ПАО “Диамантбанк” в Одессе в один день 28.05.2015 с последовательными номерами №41/72-08 и№42/72-08;
- справки, которые выданы обоим участникам в управлении аналитического обеспечения МВД Украины, имеют последовательные номера – №781467 и №781468;
- в своих тендерных предложениях оба участника предоставили информационные справки из Единого госреестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, выданные в один день 28.05.2015 и с последовательными регистрационными номерами №19480/0450 и №19479/0450;
- в своих тендерных предложениях оба участника подали технические паспорта и инструкции на одинаковую технику и т.п.
Кроме того, собственник корпоративных прав ООО “Юг-Строй” Светлана Донченко и собственник корпоративных прав Любовь Резникова одновременно являются также участниками ООО “Пассажирская канатная дорога”, и по данным ЕГР, Донченко и Резникова зарегистрированы по одному адресу.
Также в своем акте Госфининспекция указала на необходимость отмены процедуры закупки в связи с несоответствием предложений ООО “Юг-Укрстрой” и ЧП “Монолит” требованиям тендерной документации, поскольку не было подтверждено наличие необходимой материально-технической базы.
Однако, рекомендации Госфининспекции устранить нарушения и разорвать договор с ООО “Юг-Укрстрой”, направленные письмами от 25.09.2015 №15-31-23-14/9024 и №15-31-23-14/9024, не выполнили ни управление капитального строительства Одесского городского совета, ни Одесский городской голова. Также была проигнорирована информация о признаках антиконкурентных действий между участниками тендера, направленная Одесскому областному отделению Антимонопольного комитета Украины (письмо от 31.08.2015 №15-31-23-14/8125).
На основании материалов Госфининспекции, направленных в управление противодействия преступности в сфере экономики ГУМВД Украины в Одесской области письмом от 25.09.2015 №15-31-25-17/9025, уголовное производство было начато только в мае 2016 года (т.е. спустя более чем 7 месяцев).
Исходя из данных Единого реестра судебных решений, Хмельницким ОП Малиновского отдела полиции в Одессе в ЕРДР зарегистрировано уголовное производство №12016161470001082 в связи с тем, что должностными лицами ООО «Юг-Укрстрой» и ЧП «Монолит» для проведения тендерного конкурса подано неправдивые сведения. В рамках досудебного расследования следователь получал доступ к документам в июне 2016 года, . Сведения о расследовании на данный момент отсутствуют.
10.06.2016 управление капитального строительства Одесского горсовета заключило с ООО «Юг-Укрстрой» договор на проведение дополнительных работ по реконструкции лагеря (установка автоматической пожарной сигнализации, благоустройство территории, внутреннее электроснабжение) на сумму 11,08 млн.грн. Заметьте, без проведения тендера, путем проведения переговорной процедуры. В обосновании необходимости дополнительных сумм указано: “Дополнительные работы возникли при выполнении работ по установке автоматической пожарной сигнализации (2-хэтажные спальные корпуса №1-№4), по благоустройству территории, по внутренне площадочному электроосвещению и электроснабжению, по выполнению строительных работ и др.” При этом, в тендерной документации за 2015 год также указывалась необходимость проведения “монтажных работ по обустройству автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения о пожаре”.
Как указывает сайт «Наші гроші», подрядчик ООО «Юг-Укрстрой» не имел лицензии Государственной службы по чрезвычайным ситуациям на проведение противопожарных работ. Но несмотря на это, договор в том числе и на установку автоматической пожарной сигнализации, с ним был заключен.
Несмотря, что на территории лагери строительные работы окончены не были, 03.06.2016 лагерь начал работу. На праздничном концерте 18.06.2016 присутствовал лично Труханов, о чем не забыли упомянуть приближенные к нему СМИ тут и тут.
По заявлению директора департамента образования и науки горсовета Елены Буйневич, в июне 2016 лагерь перешел на круглогодичную работу.
В августе 2016 года лагерь “Виктория” был взят под охрану Департаментом муниципальной безопасности горсовета после массовой кражи мобильных телефонов, как вы можете увидеть на этом видео:
В 2017 году оздоровительный сезон в лагере начался в марте. Также в марте 2017 года ООО «Юг-Укрстрой» выиграло еще один тендер по комплексу “Виктория” – на 29,20 млн.грн. на капитальный ремонт стадиона и элементов благоустройства территории лагеря. Тендер проводился управлением капитального строительства Одесского городского совета. По условиям тендера работы должны завершиться в декабре 2017 года.
По данным сайта «Думская», реконструкция лагеря «Виктория» обошлась городскому бюджету в 60,45 млн.грн + субвенция из госбюджета в размере 10 млн.грн.
26.05.2017 в лагерь приезжал Президент Украины Петр Порошенко, который посетил новый спорткомплекс и осмотрел корпуса.
06.06.2017 в лагере началась 1-я летняя смена. На торжественном открытии присутствовали одесский мэр Труханов с женой, директор департамента финансов Бедрега и профильный вице-мэр Цвиринько.
15.09.2017 ориентировочно в 23:30 в одном из корпусов лагеря, построенных в рамках реконструкции, произошел пожар, в результате которого погибло 2 детей и 1 ребенок числится без вести пропавшим. Корпус выгорел полностью.
По заявлению представителя ГСЧС сразу после пожара, пожарный водоем в лагере был пуст, а гидрант находился в недоступном месте и в нем было недостаточное давление, из-за чего пожарные тянули шланги от другого гидранта, расположенного в районе перекрестка улиц Дачи Ковалевского и Академика Вильямса (для одесситов будет понятно, что это более 1 км от места возгорания).
16.09.2017, по данным Генеральной прокуратуры, начато, как минимум, 2 уголовных производства:
- по ст. 270 (ч.2) Уголовного кодекса Украины в связи с нарушением требований пожарной безопасности, подозрение объявлено директору лагеря и воспитательнице, ответственной за пожарную безопасность. Производство ведут органы полиции и Одесская местная прокуратура №1 (Киевский район);
- по ст. 367 (ч.2) УК в связи со служебной халатностью должностных лиц Киевского райотдела ГСЧС и органов местного самоуправления. Ведется прокуратурой области.
В этот же день при участии активистов (Владислав Балинский) было проведено общественное инспектирование лагеря и установлены факты грубого нарушения противопожарной безопасности, допущенные в ходе строительства (недостаточная пропитка бревен, послуживших строительным материалом, а также неправильный монтаж электропроводки), что могло быть причиной пожара в сгоревшем корпусе.
Кроме того, в ходе совещания, проведенного в облгосадминистрации в тот же день, представителем ГСЧС было заявлено, что в лагере по неизвестным причинам, по крайней мере, с июня 2017 года не функционировала пожарная сигнализация.
По результатам всего этого возникает несколько вопросов, на которые обязано ответить следствие, на какие бы другие моменты:
- Тендер проводился на реконструкцию лагеря, но никак не на строительство новых корпусов. Зачем заказчик работ, управление капитального строительства сфальсифицировал тендерные документы, обозначив строительство как реконструкцию? Неужели, чтобы не получать разрешение на строительство в ГАСКе? Поскольку, если бы изначально тендерная документация не фальсифицировалась и городские структуры проходили бы все положенные законодательством согласовательные процедуры, не исключено, что трагедии бы не было.
- Каким образом на территории коммунального лагеря оказался ведомственный пожарный гидрант (как утверждает “Инфоксводоканал”), в котором не было давления воды, достаточно для тушения пожара? Лагерь существует уже давно. Опять же реконструкцию проводили – неужели забыли за гидрант, который просто должен быть на территории такого детского учреждения?
- Если новые корпуса не были приняты на баланс лагеря, кто допустил в них проживание детей? Вообще новые корпуса были приняты в эксплуатацию? Кем? Или это объекты незавершенного строительства? Как тогда заказчик работ, управление капитального строительства, и подрядчик, ООО “Юг-Укрстрой”, допустили проживание детей?
- Как и кем на лицо, не имеющее специальной подготовки, была возложена ответственность за противопожарную безопасность? Ведь не могут же возлагать такие обязанности на тех, кто не прошел соответствующее образование.
- И, наконец, самый интересный вопрос – куда делась охрана лагеря, которую еще в августе 2016 года предоставил департамент муниципальной безопасности? Охрана, которая должна была осуществлять обход территории лагеря, своевременно вызвать пожарных и известить дежурных воспитателей? Неужели в 2017 году риски были не такие серьезные, как в 2016? Или на 150 детей охрана уже не нужна? А зачем вообще тогда городу нужен департамент муниципальной безопасности и КП “Муниципальная охрана”, если они детей охранять не хотят или не могут?
Несмотря на то, что ответы на эти вопросы безусловно очертят четкий круг лиц, прямо либо косвенно виновных в гибели детей во время пожара в лагере “Виктория”, неизменным остается факт личной ответственности Одесского городского головы Труханова Г.Л. за произошедшую трагедию.
В сентябре 2015 года, в разгар предвыборной кампании, Труханову Г.Л. не было дела до каких-то рекомендаций Госфининспекции об отмене тендера.
А ведь, прояви он тогда действительное радение за соблюдение законодательства, судьбы детей не были бы такими трагичными.
P.S. После публикации этого расследования, из Южного офиса Госаудитслужбы были получены копии переписки с одесской мэрией по поводу необходимости отмены тендера на реконструкцию лагеря.
Проигнорировав в сентябре 2015 год обращение Госфининспекции о нарушениях закона при проведении многомиллионного тендера на реконструкцию лагеря, Труханов фактически подписал приговор погибшим детям.
Не исключаю, что вице-мэр Шандрик, который на тот момент курировал деятельность управления капитального строительства, мог быть заинтересован в том, чтобы не отменять противозаконный тендер на 22 млн.грн. Будет ли вице-мэр миллионного города подписывать ответ в Госфининспекцию, что отменить тендер не можем, потому что договор заключен и подрядчик не хочет ее разрывать?
Очевидно, что нет.
Ответ на вопрос: “почему мэр проигнорировал письмо Госфининспекции” для меня очевиден – либо он расписался в своей некомпетентности, либо стал заинтересованным лицом.
На это лучше ответят правоохранительные органы, правильно квалифицируя преступную бездеятельность одесского мэра.
Для тех, кто скажет, что мол на тот момент Труханову было не до писем контрольно-ревизионных органов, отвечу – 30 октября 2015 года Труханов как Одесский городской голова подписывал распоряжения.
То есть отреагировать согласно законодательству на обращение Госфининспекции он мог – но не стал.
Полученные документы еще раз засвидетельствовали безусловную личную вину одесского мэра Геннадия Труханова за трагедию в оздоровительном лагере “Виктория”.