Впервые с 2014 года действия депутатов Одесского областного совета вызывают больший интерес, чем коррупция их коллег в Одесском горсовете.
Скандальное решение досрочно расторгнуть контракт с директором художественного музея Александром Ройтбурдом всколыхнуло не только Одессу, но и всю Украину. Среди прочего, 51 депутата, проголосовавшего “за” увольнение арт-деятеля, возмутили “внеплановые ремонтные работы”, поскольку Ройтбурд не захотел мириться с протекавшей крышей музея, что наносило вред находившимся там экспонатам. Выделить деньги из областного бюджета на ремонт крыши у депутатов смелости не хватило, а вот возмутиться тем, что ремонт сделан и скорей всего без откатов – это, пожалуйста.
Из-за абсурдности действий депутатов, уволивших эффективного менеджера в угоду политическим «договорнякам», возникли вопросы уже к самому облсовету: чем должны руководствоваться депутаты, представляя область либо распоряжаясь ее имуществом? Своими амбициями? Политической целесообразностью? Или все-таки интересами громады?
Я уже писал о том, что коммунальные службы и предприятия, входящие в сферу управления облсовета, вследствие своей некомпетентности или коррупционности, наносят многомиллионный ущерб Одесской области и всей Украине при освоении средств, полученных в рамках трансграничного сотрудничества и международной технической помощи. Однако, депутаты облсовета вообще не придают значения подобным фактам. Зато они нашли себе Ройтбурда для битья.
Насколько же эффективно облсовет управляется с совместным имуществом территориальных громад сел, поселков и городов Одесской области, со своими коммунальными учреждениями и предприятиями? Судя по информации, размещенной на сайте управления по имущественным отношениям, их много – более 170:
- 16 объектов социального обеспечения (это дома малюток, дома-интернаты, центр учета бездомных и для ВИЧ-инфицированных, а еще центр патриотического воспитания)
- 42 объекта образования (школы-интернаты, Черноморская флотилия моряков и т.д.) и 11 спортивных объектов (спортивные школы, Дворец спорта и т.д.)
- 30 объектов культуры (музеи, театры, филармония, общежитие творческих работников и т.д.)
- 37 объектов охраны здоровья (больницы, диспансеры, медицинские училища и т.д.)
- и еще 32 коммунальных предприятия и учреждения, часть которых обслуживают здания облсовета и его автомобили. Еще есть 8 типографий, КП «Островное» (для острова Змеиный), КП «Фортеця» (для Аккерманской крепости)
Но, при этом, управление по имущественным отношениям считает, что облсовет управляет всего 26 организациями (по крайней мере, именно столько числится в Перечне объектов совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов области, управление которыми осуществляет областной совет по состоянию на 01 июля 2019 года, что размещено на сайте управления по имущественным отношениям). И, что удивительно, Одесского художественного музея среди них нет.
Неудивительно, что при таком подходе часть областных учреждений или их имущество ушло в свободное плавание без какого-либо реагирования областного совета. Но намного страшнее, когда такие неуправляемые коммунальные объекты становятся причиной трагедий и человеческих жертв – при отсутствии какого-либо реагирования и кадровых выводов со стороны депутатского корпуса.
Итак, топ-5 объектов коммунальной собственности, до которых нет дела депутатам Одесского областного совета:
1. Коммунальное некоммерческое предприятие “Одесский областной медицинский центр психического здоровья” Одесского областного совета”, включающее в себя психиатрическую больницу на ул. Академика Воробьева, 9, в Одессе
Психиатрическая больница стала пожароопасным местом – здесь за последние полгода случилось 2 пожара.
- 16 апреля горел дневной стационар в мужском отделении №5. Площадь пожара составила примерно 500 квадратных метров, а к его тушению привлекли 11 единиц пожарной техники и 40 сотрудников ГСЧС.
- 10 июня пожар уничтожил 1-этажное отделение №7, в котором проходили лечение ветераны Второй мировой и Афганистана. Погибло 5 пациентов и 1 медсестра.
Тогда сайт ВВС News Украина писал: “Журналисты в соцсетях начали предполагать, что пациенты не смогли бы выбраться самостоятельно, потому как медицинский персонал закрывает двери в палатах. Правозащитница Татьяна Макарова, которая часто посещала это заведение, говорит, что видела это своими глазами: “Да. Все ручки убираются, и выйти оттуда люди не могут. Я когда посещала 5 отделение, а это рядом с 7, которое сгорело, не могла попасть сама. Обязательно шла медсестра, которая открывала. А так – никто не может зайти или выйти. Эти ручки только у медсестер. Если медсестры нет – люди заживо сгорят все. Это страшно”.
Областные власти категорически отрицали, что людей закрывали в палатах. Однако, в августе сотрудники Департамента реализации национального превентивного механизма и представителя Уполномоченного Верховной Рады по правам человека в ходе мониторинговой проверки выявили, что “на окнах остаются решетки, даже в тех палатах, которые выходят в закрытые дворы с высокими заборами”. И это помимо других выявленных фактов жестокого обращения с пациентами – например, запреты на ночное посещение туалетов, доступ к собственным продуктам дважды в день и т.д.
Но подобные факты почему-то облсовет не заинтересовали. На сессии, которая состоялась 16 июня, почти сразу после пожара, депутат Владислав Финик предложил Анатолию Урбанскому, бывшему председателю облсовета, подать в отставку, поскольку, по его мнению, именно Анатолий Урбанский несет ответственность за трагедию в психиатрическом учреждении: «Мы предлагали выделить 23 миллиона гривен на оснащение больниц и других медицинских учреждений системой противопожарной безопасности, но отдали за это 19 голосов. Однако вы не забыли выделить за эту каденцию 3 миллиона долларов на новые машины». Правда, Урбанский проигнорировал тогда обвинения, заявив, что Финик занимается популизмом. Требований по увольнению главврача не звучало, зато пытались уволить Ройтбурда.
Сейчас, Урбанский – уже даже не депутат облсовета, он избрался народным депутатом. Но порядки в облсовете не изменились. На последней, внеочередной, сессии основным вопросом стало почему-то увольнение Ройтбурда, а не кадровые выводы по психиатрической больнице. Или депутатов все устраивает? Быть может, правозащитники правы, когда говорят, что пожары там устраивают намеренно, чтобы выселить психиатрическую больницу? И такой главврач удобен депутатам и чиновникам, распоряжающимся коммунальным имуществом?
2. Коммунальное некоммерческое предприятие “Дунайская областная больница” Одесского областного совета” (ДОБ) в Измаиле.
Именно сюда собиралась ехать новоназначенный министр здравоохранения Зоряна Скалецкая разбираться с планами на закрытие 3-х отделений: онкологического, психиатрического и противотуберкулезного.
Но пока она не доехала, в СМИ массированно всем навязывают мнение, что вопрос закрытия отделений уже решенный (решенный даже не в облсовете, а на аппаратном совещании облздрава) и что пациентам удобно будет ездить за 250 километров из Измаила в Одессу, чтобы получить медицинскую помощь. Для сравнения, соседний областной центр Николаев находится в 145 километрах от Одессы, а Херсон – в 213 км (никто из одесситов-депутатов или сотрудников облздрава не хочет в Херсон поехать за медицинской помощью? а ведь он ближе, чем для Измаила Одесса).
Нам пытаются навязать мнение, что в условиях медицинской реформы областная больница в Измаиле не может иметь такие специализированные отделения – мол, в онкологии оборудование устарело, в психиатрическом – массовые нарушения, пора все закрывать. Однако, по факту, все оказывается более цинично. Из областного бюджета не выделялись средства на получение сертификата радиологического оборудования, на что было необходимо выделить 6,5 млн.грн. И как следствие, с 1 сентября не работает кобальтовый аппарат дистанционного гамма-излучения “Агат-С”, на котором до сих пор «держалось» отделение онкологии – именно так утверждает и.о. главврача Виталий Гайдуков:
Впрочем, еще в июне этого года, с оборудованием все было хорошо и руководитель департамента здравоохранения Одесской облгосадминистрации Елена Теряева на заседании депутатской комиссии по вопросам охраны здоровья и социальной политики всех заверила, что поверка показала работоспособность аппарата “Агат-С”. Поэтому нужно продлевать его срок эксплуатации и выделять деньги на закупку источника излучения:
Так кто же из них врет? И.о. главврача “Дунайской областной больницы” Виталий Гайдуков или директор департамента здравоохранения Одесской ОГА Елена Теряева?
Цинизм чиновников от здравоохранения и депутатов облсовета, которые знают реальную ситуацию по “Дунайской областной больнице”, не может не возмущать. Как не может возмущать одна из озвученных в социальных сетях причин, по которой закрываются эти отделения: здание находится не в областной коммунальной собственности, а в городской и после закрытия 3-х отделений произойдет неизбежное – его продадут, как продают почти всю коммунальную собственность в Измаиле, которая расположена в более-менее приличном районе.
Примечательно, как ситуацию с “Дунайской областной больницей” игнорирует измаильский депутат Вадим Шкаровский, который недавно занял должность 1-го заместителя председателя облсовета. Наверное, уволить Ройтбурда было важнее, чем выделить деньги на измаильскую медицину?
3. «Центральная театральная касса» на ул. Преображенской, 28, в Одессе. Или мелкая шалость облсовета
Это одна из коммунальных организаций, которая ушла в “свободное плавание” и с недавних пор находится в состоянии прекращения юридического лица. Но управление по вопросам имущественных отношений об этом еще не знает и показывает ее как действующую.
Или, быть может, делает вид, что не знает, чтобы не задавать вопрос по поводу помещения на Преображенской, где вместо касс уже аптека?
4. Коммунальное учреждение «Одесская областная выставка» Одесского областного совета» – еще одна, не менее загадочная организация.
А загадочна она тем, что только в январе 2019 года лишилась в своем названии слова “сельскохозяйственная” (раньше она называлась «Одесская областная сельскохозяйственная выставка»), а также своим местом расположения – ведь «Одесская областная выставка» находится по адресу Дюковского парка в Одессе. Того самого Дюковского парка, который лет 10 назад был отдан в аренду и дошел до руин. Между тем, это вполне осязаемая коммунальная организация и в 2014 году налоговая там даже проверку проводила.
Интересно, в какой из этих живописных руин находится «Одесская областная выставка»?
Неужели, это еще одна из шалостей Одесского облсовета? Не слишком ли их много?
5. Коммунальная организация «Агентство трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Нижний Дунай»
Само Агентство было образовано в 2003 году для обеспечения деятельности еврорегиона, включавшего в себя Одесскую область, 3 румынских уезда Галац, Тульча и Бреила, а также 2 района Республики Молдова – Кагул и Кантемир. Но когда Румыния вошла в Евросоюз, было принято решение сделать еврорегион юридическим лицом в городе Галац (Румыния). А агентство передали стране, которая его создавала – Украине.
Так и появилась в Одесской области коммунальная неприбыльная организация «Агентство трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Нижний Дунай» (код ЕГРПОУ 26506719).
Учитывая, что устав агентства нигде не опубликован, его назначение мы знаем только частично – это «содействие местным органам власти, негосударственным организациям в реализации программ и отдельных проектов, в т.ч., в сфере трансграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона «Нижний Дунай», направленных на устойчивое социально-экономическое развитие Придунайского региона, его отдельных районов, отраслей народного хозяйства».
Между тем, в настоящее время Агентство трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Нижний Дунай» не реализует ни одного проекта и ни в одном не выступает аппликантом. Согласно его сайту последние проекты реализовывались в 2014-2015 годах, а последние новости на сайте публиковались в апреле 2018 года.
Несмотря на такой застой в деятельности Агентства трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Нижний Дунай» и наличие вопросов к эффективности работы, например, возникших на заседании депутатской комиссии по вопросам экономики 09.06. 2018 при рассмотрении итогов его работы за 2016-2017 года и отказе его утверждать, какие-либо кадровые выводы по руководству Агентства не делаются. Впрочем, кадровые вопросы по Агентству трансграничного сотрудничества не делаются уже более 10 лет – там до сих пор временно исполняющий обязанности директора.
Между тем, руководство Агентства трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Нижний Дунай», отчитываясь за свою работу, указывает, что Агентство разработало предложения по крупномасштабным проектам для города Измаила. Но при этом умалчивается то, что в Измаиле при горсовете существует собственное коммунальное учреждение “Измаильское бюро содействия инвестициям”, которое должно разрабатывать подобные проекты.
Однако, такая скромность понятна – ведь руководство украинской части еврорегиона вместе с руководством Измаильского бюро содействия инвестициям являются учредителями общественной организации “Агентство устойчивого развития и европейской интеграции “Еврорегион “Нижний Дунай” (код ЕГРПОУ 35855587).
Эта общественная организация как раз и выступает аппликантом проектов, которые реализуются за счет средств, выделяемых на трансграничное сотрудничество. Например, в проекте CULTOUR-BSB “Развитие устойчивого культурного туризма в бассейне Черного моря” (BSB-117), реализуемого в рамках Еврорегиона “Черное море”, общественная организация “Агентство устойчивого развития и европейской интеграции “Еврорегион “Нижний Дунай”, выступает получателем 128,5 тысяч евро. В то время, как Измаильский горсовет получает 141,3 тысячи евро.
А где же коммунальная организация Одесского областного совета “Агентство трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Нижний Дунай»? – спросите вы и будете правы.
Коммунальная организация возникает тогда, когда надо оплачивать аренду помещений и ежегодный взнос в Еврорегион “Нижний Дунай” почти в 25 тысяч евро. Финансирование проектов осуществляется не в рамках этого еврорегиона, а в рамках Совместной операционной программы “Румыния-Украина” на 2014-2020 года.
Так в чем же состоит работа коммунальной организации Одесского областного совета “Агентство трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Нижний Дунай»?
Со всем уважением к Измаильщине, откуда я родом, но Одесская область это не только Измаильщина, и бенефициарами проектов еврорегиона должна быть территориальная громада всей области, а не только отдельно взятого района или еще хуже, одной одноименной с еврорегионом общественной организации.
Именно Одесская область и только она может сделать Украину полноценным игроком на Черном море, что «народные избранники» не то, что не понимают, а злостно, своим бездействием наносят области и всему государству многомиллионные ущербы, проявляя полную несостоятельность абсорбции фондов как трансграничного сотрудничества, так и другой международной технической помощи.
Уважаемые депутаты областного совета, где содействие местным органам власти, негосударственным организациям в реализации программ и отдельных проектов, в т.ч., в сфере трансграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона «Нижний Дунай», направленных на устойчивое социально-экономическое развитие Придунайского региона, его отдельных районов, отраслей народного хозяйства?
В этой заметке показаны весьма спорные моменты деятельности только 5 коммунальных организаций облсовета, а их там более 170-ти. Не пора ли депутатам Одесского областного совета заняться своей непосредственной работой и разобраться с этим всем?
Или одесситам стоит самим почистить эти авгиевы конюшни?